Блок Александр Александрович - Рефераты и сочинения - Моя любимая книга стихов Александра Блока

Читайте также:

) Да ведь это ректор! Мадам Хельсет. Верно - ректор! Ребекка. Нет, вот славно! Увидите, он к нам. Мадам Хельсет...

   

КУЗАКОВ (забеспокоился). Слушай, а может, он клинья подбивает, а? ГАЛИНА. Ну что ты. Ему уже лет под пятьдесят. Да и глупости все это. Ты ведь знаешь...

   

СОСЕД (шепотом). Молодого?.. Старого? САРАФАНОВ. Средних лет... Сосед долго и сокрушенно качает головой. Извините меня, пойду домой. Продрог я что-то...

   

Спонсоры проекта:

.
Мастер-Мебель - это коллектив профессиональных мебельных специалистов, в силах которых выполнить всевозможные задачи по обивке и реставрации мебельных изделий, в том числе по поиску и производству новой мебели. Громадный опыт наших специалистов подарит возможность воплотить в жизнь любые Ваши желания.
www.remont-mebel.ru

Компания Солярис: по невысоким ценам.

Dulas: марки HYDRAMARINE.
В наши дни, имея в наличии большой опыт функционирования в не простых условиях Северного моря, компания HYDRAMARINE AS укрепила за собой статус лидера в поставках как стандартного, так и изготовленного по индивидуальным заказам, грузоподъемного оборудования, а также специально сконструированных гидравлических систем и оборудования.
www.dulas.ru

Другие книги автора:

«Король на площади»

«Скифы»

«Иэ Эмиля Верхарна»

«Из объяснительной записки для Художественного театра»

«Песня судьбы»

Все книги


Поиск по библиотеке:

Ваши закладки:

Обратите внимание: для Вашего удобства на сайте функционирует уникальная система установки «закладок» в книгах. Все книги автоматически «запоминают» последнюю прочтённую Вами страницу, и при следующем посещении предлагают начать чтение именно с неё.

Коррекция ошибок:

На нашем сайте работает система коррекции ошибок .
Пожалуйста, выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.

На правах рекламы:

.
Наша компания может произвести Ваш офисный переезд под ключ. То есть сделаем все работы, начиная от упаковки мебели для переезда и заканчивая разгрузкой.
www.impereezd.ru


Ищете, где заказать ремонт кровли? Высококлассные материалы, исключительно опытные специалисты, возможности реставрации.
www.krot.su

Все рефераты и сочинения


Моя любимая книга стихов Александра Блока



Моя любимая книга стихов Александра Блока.


Поэзия Александра Блока — явление удивительное. Именно этот поэт стал наиболее близким мне по духу. Но особенно дорога и понятна мне первая книга его стихов. И это неудивительно: она должна быть близка человеку, начинающему свой путь в мире, ибо именно в ней наиболее четко прослеживается путь познания жизни, путь, полный откровений и разочарований, приближения к идеалу и утраты его, предчувствия счастья и столкновения с ужасами жизни.
В предисловии к собранию своих сочинений А. Блок писал: “Каждое стихотворение необходимо для образования глав; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни”. Первая книга лирики Блока включает в себя стихотворения 1898—1904 годов.


Первый цикл озаглавлен “Ante lucem” — “До света” или, как переводил это название сам Блок, — “Предрассветное”. В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже формируются многие темы творчества А. Блока. Первая из них — это тема, связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира и говорит о непонимании поэта людьми. С этой темой соседствует мотив противопоставления земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства и, как это ни странно для молодого поэта, тема упоения смертью:

О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..

Цикл “Ante lucem” — первый шаг на пути поиска идеала, пока еще неясного (“таинственный, еще невнятный знак...”). Иногда поэту даже кажется, что идеал никогда не явится:

Счастье брезжит нам порою,
Но предназначено — не нам...

Однако уже в стихах этого цикла появляется характерный для всей лирики Блока мотив идеального женского начала (стихи об Офелии, “Твой образ чудится невольно...”, “Слуга — царице” и пр.). Этот мотив в ранний период жизни А. Блока может быть связан с образом Л. Д. Менделеевой, женщины, которая долгое время владела мыслями и чувствами поэта. Итак, стихи первого цикла постепенно подготавливают нас к восприятию цикла второго, центрального цикла первой книги стихов — “Стихи о Прекрасной Даме” (1901—1902).
В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее отчетливо прослеживаются различия и связи между, назовем условно, тремя уровнями стихов А. Блока — уровнем личным, мистическим и словарным.
Личные переживания Блока в этот период связаны с развитием его отношений с возлюбленной. Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой, Блок называет “Post lucem” — “После света”. Многие произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например, стихотворение “Медленно в двери церковные...” связано с встречей Любови Менделеевой в Казанском соборе. Однако любовь к реальной женщине становится не только фактом личной биографии поэта: она воспринимается как момент соприкосновения с великим мистическим образом.
Годы написания второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь — это всего лишь бедное подобие “потустороннего”, “сверхчувственного”. Центральный образ философии Соловьева — Мировая душа, олицетворенное начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой в поэзии Блока становится символический образ “вечной женственности”, Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом. “Она” у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника.
Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается. Главное — уловить в мире внеземные начала: “последний вздох, и тайный, и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд”, “Яркий отблеск неземной”. Воплощением же неземного на земле, опять же становится женщина.
Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока — уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы. Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают символическое значение. Слова “гореть, огонь, пламя” символизируют движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить — гореть. Круг — символ совершенства (“Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги...”). Кроме того, круг — это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке. Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом противопоставления хаоса и космоса. Красное — непостижимое, движущееся, даже иногда демоническое. Синее — небесное, упорядоченное. Наиболее часто в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное, святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной, а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на земле. Черный цвет — цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака в душе поэта.
7 ноября 1902 года А. Блок получает “Царственный Ответ”: Л. Менделеева соглашается стать его женой. 8 ноября появляется первое стихотворение цикла “Распутья” — “Я их хранил в приделе Иоанна...”.
Цикл “Распутья” включает в себя стихи 1902—1904 годов и является последним циклом первого тома лирики. Его основные темы — непонятость поэта миром, враждебность мира. Если первый цикл — это выход лирического героя в путь, второй — поиск Прекрасной Дамы, то третий — это продолжение пути, но движется герой уже не к, а от идеала.
Мистический мир постепенно снижается до реального, причем реальность наделяется мистическими чертами. Поэт оказывается противопоставлен дьявольскому миру людей:

Никто не слыхал ничего.
Все визжали неистово, как звери.

В лирику Александра Блока проникают и социальные мотивы. Символом враждебного мира становится фабрика. В стихах возникает тема двойника, балагана, театра, обманутого Пьеро (“В час, когда пьянеют нарциссы...”). Меняется и сам словарь. Там, где раньше была встреча, теперь — сон, весна сменяется смертью, свет — белой холодностью. На смену образу Прекрасной Дамы постепенно приходит образ карлика, черного человека, гасящего фонари, паяца. В стихотворения врывается стихия: ветер, метель. Изменился цвет. Преобладает красный — символ смеха, страха, цвет земных ужасов. В белом гробу спит “Она”, голубая мгла отступила далеко-далеко. И именно это подготавливает рождение второго тома лирики А. Блока, во вступлении к которому поэт скажет:

Ты в поля отошла без возврата.
Да святится Имя Твое!

Тем временем:

... Но играть он не способен. Попробуйте
превратить театр из места поучений в место развлечений, и театр сделается
для него не то чтобы настоящим балаганом, но источником возбуждений для
спортсмена и сластолюбца.
Однако среди современной столичной публики этот сытый английский
недоросль занимает незначительное место. В длинных очередях, в которые
каждый вечер выстраиваются около модных театров жаждущие зрители, мужчины
вкраплены, как коринка в яблочном пироге. Большинство составляют женщины. Но
и те и другие принадлежат к наименее здоровому из наших общественных классов
- к тому классу, который получает от восемнадцати до тридцати шиллингов в
неделю за сидячую работу и живет или в унылых меблированных комнатах, или же
вместе со своими невыносимо прозаическими семьями. Эти люди ничего не
понимают в театре: им не свойственны ни нетерпение философа постичь
реальность (хотя реальность - это единственное, от чего он хотел бы уйти),
ни жажда энергичного действия или удовлетворения, характерная для
спортсмена, ни опытная, лишенная иллюзии чувственность упитанного богача,
будь он джентльменом или трактирщиком. Они много читают и отлично
ориентируются в мире популярных романов - этом рае для дураков. Они обожают
красавца мужчину и красавицу женщину; им нравится видеть их обоих модно
одетыми, в изысканной праздности, на фоне элегантных гостиных и увядающих
садов, влюбленными, но влюбленными сентиментально и романтично: всегда
ведущий себя как полагается леди и джентльменам. Все это безнадежно
скучно зрителям партера, где места покупаются (если вообще покупаются)
людьми, у которых есть собственные костюмы и гостиные и которые знают, что
это всего-навсего маскарад, где нет никакой романтики и очень мало того, что
интересовало бы большинство участников маскарада, - разве только тайная игра
естественной распущенности.
Нельзя как следует изучить зрителей партера, если не принять в расчет,
что среди них отсутствует богатый английский купец-евангелист со своим
семейством и присутствует богатый еврейский коммерсант со своей семьей...