Блок Александр Александрович - Рефераты и сочинения - Душа парила ввысь и там звезду нашла (По лирике А. А. Блока)

Читайте также:

-- Покушать изволите или самовар прикажете? Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных тат..

   

Мул искал его по всей Галактике, чтобы его захватить. Те, кто остался от Первого Основания, тоже искали его, чтобы получить помощь...

   

В воздухе была какая-то особая тишина, словно там, в двух шагах, кто-то притаился и ждал и лишь за секунду до его появления вдруг превратился в тень и пропустил его сквозь себя...

   

Другие книги автора:

«Стихотворения. Книга третья (1907-1916)»

«Соловьиный сад»

«Шуточные стихи и сценки»

«Владимир Соловьев и наши дни»

«Действо о Теофиле»

Все книги


Поиск по библиотеке:

Ваши закладки:

Обратите внимание: для Вашего удобства на сайте функционирует уникальная система установки «закладок» в книгах. Все книги автоматически «запоминают» последнюю прочтённую Вами страницу, и при следующем посещении предлагают начать чтение именно с неё.

Коррекция ошибок:

На нашем сайте работает система коррекции ошибок .
Пожалуйста, выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.

Все рефераты и сочинения


Душа парила ввысь и там звезду нашла (По лирике А. А. Блока)




О, я хочу безумно жить!
Все сущее - увековечить,
Безличное - очеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
А. Блок

Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха". Блок как бы соединяет два века русской культуры.
В ранних стихах он продолжает традиции интимной лирики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мотивы, родственные стихам Лермонтова:

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу,
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Последние произведения перекликаются с творчеством Маяковского и знаменуют начало новой поэзии:

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Входишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно.

Подъем революционного движения на грани двух веков вдохнул в Блока новые творческие силы. Все чаще и чаще поэт обращается к социальным проблемам:

Еще прекрасно серое небо,
Еще безнадежна серая даль,
Еще несчастных, просящих хлеба,
Никому не жаль, никому не жаль!

Поэт говорит о том, что народ еще не проснулся к своей истинной деятельности:

И предок царственно-чугунный
Все так же бредит на змее.
И голос черни многострунный
Еще не властен на Неве.

Царское самодержавие в образе памятника Петру I ("Медного всадника") противопоставлено музыке народного протеста. Блок верит в революцию, присматривается к народу.

Я верю: новый век взойдет
Средь всех несчастных поколений.

Он говорит: "Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой".
В эти годы поэт широко ставит проблему человека, пишет о судьбах народа:

В голодной и большой неволе:
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнет униженный народ?

Здесь звучат, некрасовские нотки, некрасовская боль за судьбу обездоленного народа. Александр Блок не призывает к открытой борьбе, но вопрос, поставленный в категорической форме, воспринимается как призыв. Все просто, ясно, понятно.
В своей поэзии Блок следует от земного к возвышенному. В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." поэт пишет о земной любви, о реальной женщине, ушедшей от любимого. Любимая вызывает у лирического героя не гнев, не разочарование, а тревогу за ее судьбу.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...

В стихотворном цикле "Вольные мысли" Блок пишет о большом чувстве человека, слитого воедино с окружающим миром, с природой. Это слияние с миром, несмотря на грусть в стихах, искало выхода в будущем. "Если вы любите мои стихи, - писал поэт, - преодолейте в них яд, прочтите в них о будущем".

Земное сердце стынет вновь
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям...
Неразделенную любовь.
Но за любовью - зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья...

В годы, когда жил Блок, в России происходили большие исторические преобразования. Тонкий художник, остро реагирующий на окружающую жизнь, Блок не мог не обратиться к теме Родины:

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.

Обращаясь к России, поэт выражает уверенность: "Не пропадешь, не сгинешь ты".
Александр Блок - лирик. Поэтому и осмысление Родины у него своеобразное, лирическое. Он не наблюдает за ней со стороны, а сам является ее частицей, ощущает ее боль, радуется вместе с ней:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви.

Лирический герой, слившийся воедино с Родиной, оглядывается на прошлое, живет ее будущим: "Все, что было, все, что будет, обступило меня: точно эти дни живу я жизнью всех времен, живу музыками моей Родины".
Блок видел Россию в постоянном движении. "Россия - буря", - говорил он.

Закат, в крови!
Из сердца кровь струится.
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Тема Родины проходит через все его творчество. Грусть, уныние, пессимистические ноты в поэзии Блока были вызваны осознанием тупика, в который зашел старый мир. Когда поэт осмыслил содержание грядущих перемен, в его поэзии зазвучали жизнеутверждающие ноты, которые переросли в гимн Родине. Поэт всегда верил в мир "прекрасный и человечески простой". Он был уверен, что "трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день":

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!

Таким Александра Блока воспринимает ныне весь читающий мир.

Источник:http://www.litra.ru/

Тем временем:

..... Скажете - нет? Помните май! Все могло быть
по-другому... Ничего не было... Даже грустно. Вам не грустно?
АСТАФЬЕВА. К чему это вы говорите?..
ТРЕТЬЯКОВ. Я уезжаю, могу я быть откровенным?

Песня совсем рядом.

АСТАФЬЕВА. Я помню май... Вы веселый были... Никогда я вас таким больше
не видела.
ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, скажите откровенно, на прощание - что было
бы, если бы я тогда сел в ваш ходок?
АСТАФЬЕВА. Что ж... ничего. Поехали бы вместе...
ТРЕТЬЯКОВ. Да... Я так и думал.
АСТАФЬЕВА. Я май хорошо помню... Вы пели, у вас ведь голос хороший,
никогда бы не подумала...
ТРЕТЬЯКОВ (засобирался). Нет у меня никакого голоса... Пойду, Лидия
Васильевна, я житель городской и не могу петь без аккомпанемента...
АСТАФЬЕВА. А из леса тогда мы за вами следом ехали... Вы видели?..
ТРЕТЬЯКОВ. Да, да... Будем вспоминать...
АСТАФЬЕВА. А я думала, вы к нам в ходок сядете...

Хор останавливается под окном. Хорошо слышна мелодия, но слов не
разобрать.

ТРЕТЬЯКОВ. Так вот... Прощайте, Лидия Васильевна! Я думаю, мы еще
встретимся. Мир тесен...

Подают друг другу руки.

Где-нибудь, когда-нибудь... Счастливо оставаться... (Отворил дверь.)

Песня - громко.

ХОР. Несет Галя воду,
Коромысло гнется,
Стоит Ваня подле
Над Галей смеется...
АСТАФЬЕВА (вдруг). Постойте!
ТРЕТЬЯКОВ (прикрыл дверь). Да?

Слышна лишь мелодия.

АСТАФЬЕВА (решительно). Я вас не пущу.
ТРЕТЬЯКОВ. В чем дело?..
АСТАФЬЕВА (лукавит с большим искусством). Сейчас я вас не пущу.
ТРЕТЬЯКОВ. Почему, Лидия Васильевна?
АСТАФЬЕВА. Слышите?
ТРЕТЬЯКОВ. Что?
АСТАФЬЕВА. Они остановились под окном.
ТРЕТЬЯКОВ. Кто?
АСТАФЬЕВА. Вы что, не слышите?
ТРЕТЬЯКОВ. Поют. Ну и пусть...
АСТАФЬЕВА. Садитесь, Владимир Александрович, послушаем... (Приоткрыла
дверь.)
ХОР. Ой ты, Галя, Галя,
Дай воды напиться
Может быть, я, Галя,
Не буду журиться...